щётки стеклоочистителейВ этой статье мы поговорим о щётках стеклоочистителей, их типах и модификациях, о том, из чего их делают, как часто их нужно менять и о многом другом.

Начнём с того, что, многие автолюбители не придают значения этому важнейшему элементу автомобиля и не следят за его состоянием. А между тем, щётки стеклоочистителей являются одним из важнейших элементов вашей безопасности. Есть даже статистика, что четвертая часть ДТП происходит из-за того, что у водителя была плохая видимость через лобовое стекло. Отметим, что этот вроде бы несущественный элемент обязателен для применения во всех транспортных средствах, оснащённых ветровым стеклом: автомобилях, трамваях, электровозах, самолётах и даже кораблях, катерах и т.д.

В настоящее время распространены три основных типа конструкции щёток стеклоочистителей: стандартные (каркасные), бескаркасные и гибридные.

Каркасные щётки изобретены давно, на заре автомобилестроения. Известен факт, что первый в мире стеклоочиститель с дворниками был придуман 10 ноября 1903 года, когда патентное ведомство США выдала патент № 743801 изобретательнице Мэри Андерсон на её устройство, которое представляло собой систему очистки для окон автомобилей и других транспортных средств. Согласно истории изобретения, она придумала его вследствие того, что не раз наблюдала те неудобства, которые испытывали водители трамваев в снежную зимнюю погоду. Им приходилось открывать створку лобового стекла (да, в то время оно выглядело очень похожим на обычную двойную оконную раму дома) и вручную его чистить. При этом в ветреную погоду снег попадал в салон трамвая. Привычный сейчас вариант каркаса щётки стеклоочистителя представляет собой довольно непростую металлическую систему c коромыслами и одной-двумя упругими пластинами, которые способствуют плотному прилеганию чистящей кромки к ветровому стеклу любой формы во время движения стеклоочистителя по его поверхности, был предложен в середине 50-х годов 20 века. В настоящее время после неоднократных усовершенствований он уже имеет от 3 до 7 коромысел, создавая от 4 до 8 точек прижима чистящей кромки к стеклу. Каркасные щётки очень распространены до сих пор благодаря одному неоспоримому преимуществу, связанному с тем, что при износе чистящей кромки (обычно раз в полгода, но не менее чем раз в год) можно легко менять только её, а не всю щётку, что заметно дешевле. Стоит отметить также, что металлический каркас довольно долговечен при должном уходе. Вместе с тем, если ухода нет, то достоинство становится недостатком, так как железо подвержено коррозии, ржавеет, если его не подкрашивать.

Нужно честно признать, что каркасные дворники всё же совершенно не подходят для наших зимних условий. Если пойдёт дождь, а потом нагрянет мороз, то коромысла перестанут работать и не прижмут щётку к стеклу должным образом, так как они будут заморожены. А если ещё и добавляется снег, то каркасным дворникам становится совсем плохо. Именно анализируя этот недостаток производители пришли в 80-х годах к новой конструкции – бескаркасным щёткам. Пионерами в этом направлении были уже европейцы, а именно компании Valeo и Bosch. В настоящее время большинство европейских автомобилей прямо с завода оснащается бескаркасными щётками, в то время, как американцы не очень с этим торопятся, а японцы последнее время предпочитают более новую, гибридную технологию, учитывающую достоинства каркасных и бескаркасных щёток. Но вернёмся к бескаркасным щёткам. Идея заключается в том, что они как бы менее универсальны, но более продуктивны, так как основание такой щётки, заменяющее традиционный каркас, состоит из специальной упругой пластины и имеет профиль, который точно рассчитан для изгиба конкретного ветрового стекла. При этом подразумевается, что точность кривизны щётки должна сохраняться весь гарантийный срок ее службы (год активной эксплуатации) независимо от динамически изменяющихся сезонных нагрузок (ветер, дождь, снег, лёд, пыль, грязь) и температуры окружающей среды. Эта, кажущаяся простой идея, потребовала большого срока (более 20 лет) для того, чтобы она воплотилась в массовое производство, так как бескаркасные щётки являются на самом деле весьма высокотехнологичным продуктом. Отметим ряд их бесспорных достоинств:

  • благодаря заранее рассчитанной кривизне бескаркасные щётки гораздо равномернее прижимают чистящую кромку к стеклу и поэтому лучшего его чистят.
  • в такие щётки обычно встраивают прямо на заводе спойлер, позволяющий не только сохранить, но и даже повысить качество очистки на высоких скоростях, а также уменьшает аэродинамический шум.
  • отсутствие сопрягающихся подвижных элементов каркаса даёт возможность не беспокоиться об ухудшении качества очистки стекла зимой из-за замерзания воды в шарнирах и ухудшения вследствие этого прижима чистящей кромки к стеклу.
  • меньшая по сравнению с собратьями высота благоприятно сказывается на обзорности для водителя, а также позволяет использовать их без спойлеров на высоких скоростях.
  • такие щётки гораздо лучше вписываются в дизайн современных автомобилей.

Недостатки бескаркасных щёток вытекают из их достоинств:

  • относительно высокая цена.
  • более тяжёлый подбор, так как мало выбрать правильную длину, подходящую для вашего автомобиля, но нужно учесть ещё и нужный изгиб вашего ветрового стекла, причём если у вас не европейский автомобиль, то вполне возможно, что вы вовсе не найдёте под него этого типа щётки.
  • невозможность замены только чистящей кромки, менять можно только всю щётку.

Самая современная конструкция щёток стеклоочистителей на сегодняшний день называется гибридной. Такие щётки начиная с 2005 года поставляются на сборочные конвейеры крупнейших японских автопроизводителей. Поначалу (как всегда для оправдания вложений в новую технологию) такие дворники предназначались исключительно для дорогих моделей автомобилей. Однако, с каждым годом они становились всё более популярными и устанавливались с заводов на всё более широкий спектр автомобилей, а начиная с 2010 года гибридные щетки стеклоочистителей поступили в розничную продажу на вторичный рынок автозапчастей (aftermarket parts). В настоящее время гибридные щетки являются элементом базовой комплектации большинства современных моделей японских и корейских марок. Что представляют из себя щётки данного типа. Как и следовало бы ожидать суть их конструкции заложена в названии. Данный тип щёток воплотил в себя все достоинства каркасных и бескаркасных, отбросив все (или почти все) их недостатки. Да, это фактически каркасная конструкция, обеспечивающая универсальность для любого изгиба лобового стекла, но она очень компактная (меньше по высоте, чем обычная каркасная), одета она в невысокий пластиковый кожух, защищающий каркас от пыли, снега, влаги, наледи, и имеющий возможность интегрировать в себе спойлер, что в совокупности практически лишает её присущих ей проблем. Короче говоря, мы имеет самый настоящий гибрид. Из недостатков таких щёток можно отметить только относительно высокую цену, сопоставимую с бескаркасными моделями.

Теперь отдельно поговорим немного о чистящих кромках (или о, как ещё называют, лентах) щёток стеклоочистителей (дворников). Первоначально их изготавливали из обычной резины. Но в последнее время, особенно с появлением бескаркасных щёток, стали применяться более новые технологии. Стали делать графитовое напыление, тефлоновое покрытие. Вместо резины стали использовать смесь каучука с силиконом, а также трёхкомпонентную резину. Такие кромки меньше подвержены влиянию высоких и низких температур, они не дубеют, как обычная резина.

Подбор щёток стеклоочистителей мы рекомендуем делать по нашему специализированному каталогу, а также по каталогу подбора по автомобилю.

Отметим, что при подборе самым важным техническим параметром, характеризующим щётку и определяющим, подойдёт ли она на ваш автомобиль, помимо длины щётки, является тип её крепления. Всё, что нужно для того, чтобы разобраться в этой довольно сложной и запутанной теме изложено тут.