Настала очередь разобраться в довольно сложной теме автоламп. И первое, что мы сделаем, дадим определение терминам, так как, к сожалению, здесь зачастую возникает путаница. Цоколем автолампы называется та её часть, которая присоединяется (вставляется) в специальный разъём, который в свою очередь, называется патроном. Ясно, что цоколь и патрон должны всегда друг другу соответствовать. Важно понимать, что на лампы, как правило, наносится маркировка, соответствующая тому или иному стандарту. К сожалению, стандартов много, поэтому разобраться в маркировке порой чрезвычайно сложно. В большинстве случаев она отражает тип лампы, но может характеризовать и вид её цоколя (или, если хотите, патрона, для которого она предназначена), а также задавать форму и цвет колбы и даже определять количество нитей накала. Ниже приводятся минимальные сведения, позволяющие более или менее уверенно ориентироваться во всём этом многообразии.
В странах СНГ до сих пор в ходу лампы для дорожных транспортных средств, изготовленные и снабжённые маркировкой в соответствие с . Согласно нему, формат маркировки автомобильных ламп следующий. Одна буква выделяется для обозначения типа транспортного средства, например, буква «А» для автомобильных ламп. Далее возможны одна или две буквы, характеризующие тип лампы, например, С – софитная лампа, МН – миниатюрная, КГ – кварцевая галогенная. После них от одной до трёх цифр, определяющих номинальное напряжение в вольтах (обычно 12 или 24). Далее идёт знак тире (или, если хотите, «минус»), после которого от одной до трёх цифр, определяющих мощность нити лампы в ватах. Далее может следовать (только для ламп с больше чем одной нитью накала) знак «плюс», после которой указывается номинальная мощность второй нити и т.д. Наконец, в конце ставится обычно ещё один знак «минус», после которого указывается цифра, определяющая версию (модификацию) лампы. Например, маркировка А24-55+50-2 означает, это перед нами автомобильная лампа на 24 вольта с двумя нитями, первая мощностью 55 ватт, вторая мощностью 50 ватт, модификация лампы 2. Недостатком данной системы обозначений является то, что она не определяет однозначно цоколь лампы и поэтому не может служить единственным критерием точного подбора для вашего автомобиля.
В отличие от советского стандарта более чётко специфицирует цоколь и колбу лампы накаливания, фактически однозначно её определяя. Учитывая это, уже в России был принят , имеющий подзаголовок «Правила ЕЭК №37» и являющийся фактически переводом этого евростандарта. Согласно этим документам все лампы подразделяются на следующие три группы:
Внутри каждой группы идёт уже подразделение по категориям. Идентификация (маркировка) ламп осуществляется в соответствии с её чертежом (категорией).
В имени категории первая буква или два символа означают следующее: C – софитная как правило двух-цокольная лампа, H - галогенная лампа, P- лампа с металлическим цоколем диаметром 15 мм и колбой диаметром не более 26,5 мм, R – лампа с металлическим цоколем диаметром 15 мм и колбой диаметром 19 мм, R2 - лампа с металлическим цоколем диаметром 15 мм и колбой диаметром до 41 мм, S – лампа для мотоциклов и мопедов, T – обычная лампа с миниатюрным цоколем, W – обычная лампа накаливания со стеклянным цоколем.
После признака типа лампы идёт код модификации. Он может быть цифровым, например, H12, а может быть алфавитно-цифровым, например, HB3A. Если в галогенной фаре присутствует после H буква B, то это означает, что эта модификация сделана специально для автомобилей американского происхождения и такая категория всегда имеет аналог в , например, HB4(ECE)=9006(FMVSS).
Далее может следовать буква, означающая цвет излучения (в этот цвет окрашивается колба лампы). Так вот, если используется буква Y (от yellow), то цвет янтарный (так как в стандарте используется слово amber), а если буква R (от red), то цвет красный.
Далее идут одна или две цифры, определяющие мощность лампы в ватах, после которой буква W (собственно международное обозначение ватт). В том случае, если лампа содержит более чем одну нить, то мощность указывается через косую черту, например, R2 55/50W.
Категорию лампы принято называть также типом. Очень важно понимать, что в описании каждой категории (типа лампы) присутствует точный код цоколя, который ей соответствует, а также перечень рабочих напряжений, на которые она рассчитана. Отметим что, хотя по стандарту это и не требуется, обычно как на упаковке лампы, так и в маркировке указывается также бренд, артикул, страна производителя, напряжение и ( в специальной кодировке) страна, которая подтвердила, что данная лампа соответствует стандарту и тем самым взяла на себя ответственность за это. Выглядит это в виде окружности, внутри которой стоит буква E, за ней одна или две цифры, определяющие код страны, а после этого указывается номер сертификата подтверждения. Приведём здесь коды стран:
Далее мы обсудим систему обозначений цоколей (патронов) ламп для транспортных средств. Она разработана в США . На основе неё был принят международный стандарт IEC 61-1-69 и соответствующий
Формат маркировки (идентификации) цоколя лампы таков. Сначала идёт от одной до трёх букв, кодирующих тип цоколя. Отметим, что на данный момент встречаются следующие основные типы цоколей ламп для транспортных средств:
Штифтовые цоколи имеют модификации:
Софитные лампы обычно имеют два цоколя с обеих сторон. Такие лампы имеют маркировку цоколя SV.
Сразу после буквенного обозначения типа цоколя, в маркировке указывается его диаметр в мм. Это целое число или десятичная дробь. Иногда это число может означать не диаметр, а расстояние между контактами на цоколе. Бывают случаи, когда здесь указываются два числа, разделённые знаком «x».
После диаметра может следовать одна из маленьких (строчных) букв, шифрующая число контактов цоколя:
Ну и в конце может стоять через дефис цифра, говорящая о длине цоколя или характеризующая иную его особенность. Здесь также бывают случаи, когда указываются два числа, разделённые знаком «x».
Примеры расшифровок маркировок:
SV 8,5-8 - конический софитный цоколь диаметром цилиндрической части 8,5 мм и длиной корпуса 8 мм, измеренной между диаметром 3,5 мм на конусе и открытым концом корпуса
W2,1х9,5d – стеклянный цоколь с двумя контактами, с суммарной толщиной (лопатки и диаметра одного из контактов) 2,1 мм, и шириной 9,5 мм
Подробнее об этом можно почитать в самих описаниях стандартов.
И последнее, что нужно нам обсудить, это форма колбы лампы. Технический регламент на эту тему описан в международном стандарте IEC/TR 60887. Опустить обсуждение этого вопроса нельзя, так как очень часто в маркировке лампы указывается код формы её колбы и, если вы приобретёте лампу с тем же цоколем, то не факт, что она влезет в вашу фару или другое место, если форма колбы будет иной. Поэтому на самом деле есть три критически важных параметра при подборе лампы: тип (категория), цоколь и форма колбы. Маркировка колбы состоит из двух основных частей. Первая представляет собой от одной до трех букв латинского алфавита, специфицирующая форму колбы. Вторая является числом, равным максимальному диаметру колбы в миллиметрах (иногда не по стандарту применяются не мм, а 1/8 дюйма). Стандарт специфицирует следующие основные формы колб ламп накаливания:
В случае, если колба имеет более сложную форму, к первой букве обозначения добавляют дополнительные буквы, характеризующие её особенности:
В заключение важно отметить следующее. Обычный среднестатистический покупатель автомобильной лампы снимает перегоревшую лампу и ищет такую же, либо подходящую. Поскольку найти точно такую же лампу вряд ли удастся, так как на заводе ставятся одни лампы, а на вторичный рынок поступают совершенно другие, даже если мы говорим об одном и том же производителе, то на поверхность выступает самый важный вопрос: «как подобрать подходящую лампу?». И тут возникает дилемма. Либо вы поставите лампу, которая в точности обслужит все ваши потребности на текущий момент, либо любую подходящую. Если вас удовлетворит любая походящая лампа, то достаточно взять лампу того же типа, формы колбы и цоколя. Для этого просто нужно расшифровать маркировку на вашей лампе и осуществить подбор по этим трём параметрам. Найденная лампа точно подойдёт к вашему автомобилю, однако может вас разочаровать. К примеру, может светить тускло в туманную погоду или нанести вред оптике либо электропроводке вашей машины. Поэтому, если вы всё же хотите взять лампу, которая будет чем-то лучше и, что самое главное, будет не хуже той, что стояла до того, вам придётся разбираться во всех параметрах ламп. Дьявол, как говорится, в деталях. С целью помочь в этом вопросе в нашем магазине autovibor.ru представлен профессиональный каталог подбора автоламп. Вы также можете воспользоваться каталогом подбора по автомобилю, что намного проще.